Планирование является одной из важнейших форм современных систем управления предприятием. Планирование на предприятии может выполняться как постоянно работающими сотрудниками, так и консалтинговыми агентствами, которые имеют «свежий взгляд» на бизнес-процессы, которые происходят на предприятии.
Чаще всего планирование на предприятии производится с помощью специального программного обеспечения, которое позволяет получить наглядную картину бизнес-процессов, происходящих в компании. В настоящее время существует множество видов планирования на предприятии, которые различаются по своим признакам.
По срокам планирования выделяют оперативное, краткосрочное, среднесрочное и долговременное планирование. По функциональным характеристикам выделяют инвестиционное, коммерческое, производственное и социальное планирование.
По уровням управления виды планирования на предприятии подразделяют на планирование деятельности компании, планирование деятельности структурного подразделения и планирование деятельности каждого сотрудника предприятия.
Также специалисты выделяют различные виды планирования, которые связаны с видами деятельности предприятия, выпуском новой продукции, а также освоением новых технологий.
Отдельным видом планирования является стратегическое планирование деятельности компании. Данный вид планирования, на первый взгляд, может быть интересен только для крупных компаний, но на самом деле стратегическое планирование имеет значения даже для небольших компаний, которые планируют вести долгую коммерческую деятельность.
Планирование деятельности предприятия представляет собой многоуровневую систему, которая включает в себя горизонтальное и вертикальное планирование, а также планирование, основанное на субъектах планирования и плановых показателях.
В любом случае, планирование деятельности предприятия является лишь одним из инструментов управления, далеко не всегда грамотно организованное планирование может принести достаточный экономический эффект.
Выбирая вид планирования, который наилучшим образом подходит для определенного предприятия, необходимо учитывать особенности исходного и конечного состояния планирования, а также различные факторы риска, которые могут оказать существенное влияние на выполнение тех или иных планов. Кроме того, планирование необходимо «привязывать» к конкретной ситуации, которая сложилась на рынке, так как прогнозы, полученные в результате неправильного планирования, могут дать отрицательный результат при развитии компании.