В последнее время на российском рынке недвижимость приобрела весомое значение такая характеристика как ликвидность объекта. Она важна как продавцу, так и покупателю. В целом понятие ликвидности подразумевает возможность быть проданным быстро и по хорошей рыночной цене.
Особенно остро вопрос о ликвидность объекта стоит на рынке загородной недвижимости, где продать дом по оптимальной цене сложнее, чем другие виды недвижимости. В последние годы ситуация на рынке сложилась таким образом, что вначале изменился характер самих инвестиций, а потом преобразилась ликвидность объекта в традиционном понимании этого термина.
В докризисные годы инвестор мог приобрести земельный участок или дом в строящемся поселке в премиальном сегменте и в течение года перепродать его, получив прибыль почти 100%. Теперь же при удачном стечении обстоятельств, он может вернуть вложения или получить прибыль 10-12%.
Как пояснили в Департаменте загородной недвижимости компании PENNY LANE REALTY, раньше, когда рынок только формировался, дефицит предложений и высокая покупательская способность увеличивали ликвидность объектов. Так в 2010 году в премиальном сегменте ключевыми критериями были удаленность от МКАД, транспортная доступность, благоприятные экологические условия, наличие внешней и внутренней инфраструктуры, юридическая чистота объекта, престижные соседи, соотношение цена/качество объекта, репутация застройщика.
Однако за последние семь лет и особенно в последние два года – ситуация на рынке изменилась кардинально. До кризиса срок экспозиции в разном ценовом сегменте был прогнозируемым и примерно одинаковым. Теперь же наблюдается расслоение продуктов. Объекты, которые соответствуют современным требованиям и имеют привлекательную цену, продаются менее чем за месяц. Срок экспозиции морально-устаревших объектов, которые переоценены или имеют изъяны, не компенсированные ценой, увеличился в 2-3 раза. В целом на рынке загородной недвижимости более 50% домов продаются более двух лет.
Критерии, которые обеспечивают ликвидность объекта, скорректировались в последние полтора года. Теперь на первый план выступают соотношение цена/качество, юридическая чистота, хорошее расположение, наличие внешней инфраструктуры, заселенность поселка, планировка дома и стоимость услуг управляющей компании.
Таким образом ликвидность объекта на рынке загородной недвижимости – это не способность оказаться проданным в короткий срок, а возможность быть проданным вообще.