Мультиформатные проекты включают в себя все типы загородной недвижимости. Такой подход позволяет привлекать различные по достатку, возрасту и интересам группы клиентов, а также снизить риски девелопера при нестабильном спросе. Однако и у такого способа застройки есть свои минусы.
По подсчетам руководителя экспертного бюро «Сперанский» Дмитрия Сперанского, в продаже имеется 21 проект, где классические типы загородной недвижимости, такие как коттеджи, участки и таунхаусы, сочетаются с квартирами. Четыре проекта предлагают квартиры с участками, 10 – с коттеджами и 15 – с таунхаусами. В 6 проектах предлагаются три типа недвижимости – квартиры, коттеджи и таунхаусы. За полгода в таких проектах было реализовано 142 таунхауза, 100 квартир, 9 коттеджей и 6 участков.
Наличие нескольких типов загородной недвижимости в одном поселке позволяет застройщикам расширить аудиторию покупателей. Отдельные компании создают исключительно коттеджные поселки с разными по классу предложениями.
По мнению коммерческого директора «Luonto» Сергей Будько, мультиформатные проекты на загородном рынке начали массово появляться в кризисные 2009-2010 годы. Таким способом девелоперы смогли резко сократить риски по реализации проектов в условиях нестабильного спроса. В то же время такой подход требует высококвалифицированного управления, тщательного расчета финансовой части и маркетинговых стратегий. Непрофессионализм и отсутствие опыта привели к тому, что многие такие проекты оказались убыточными. Однако все это не говорит о том, что мультиформатные проекты нецелесообразны.
По словам директора по продажам ГК «Факт» Сергея Балуева, рынок не располагает примерами, в которых все типы загородной недвижимости в одном мультиформатном проекте демонстрируют хорошие продажи. Например, для коттеджей – на первом месте природа, отсутствие многоквартирных домов и оживленных трасс, для квартир наоборот, природа находится на самом последнем месте, важнее близость к городу, транспортная развязка и низкая цена. Если проект предлагает объекты разного ценового класса, то его уровень снижается.
По словам директора компании «Кивеннапа» Романа Бойцова, в их мультиформатных проектах наибольшим спросом пользуются таунхаузы, поскольку они дешевле, чем коттеджи за счет меньшего участка земли и наличия соседей. Основные группы покупателей это молодые семьи с детьми и люди предпенсионного и пенсионного возраста. Коттеджам отдают предпочтение люди с более высоким достатком. Таким образом покупатели различных типов загородной недвижимости в одном мультиформатном проекте имеют разные финансовые возможности и потребности, что в будущем может обусловить проблемы в управлении и эксплуатации.