Франчайзинг – это долгосрочное партнерство двух или нескольких партнеров, которые используют одну технологию, товарный знак или методы производства для получения прибыли. Одним из наиболее успешных компаний, применяющих систему франчайзинга, является компания «McDonalds», рестораны которой расположены во всем мире.
Малый бизнес также может развиваться с использованием франчайзинга. Первые идеи франчайзинга в малом бизнесе появились более 500 лет назад, но активно подобное направление бизнеса начала развивать компания «Зингер» на территории США в середине прошлого века. Обилие швейных машин, которые выпускались на заводах фирмы, требовали постоянно ремонта и технического обслуживания, поэтому владельцы компании предлагали малым предприятиям заключить договора на продажу и обслуживание швейных машин на определенной территории. Подобными же методами пользовалась компания «General Motors», которая «продвигала» таким образом свои автомобили на рынке США.
Впервые франчайзинговая компания появилась в Советском Союзе в восьмидесятых годах прошлого века, когда на территории нашей страны открылся завод по производству пепси-колы.
Франчайзинг не только дает возможность частному предпринимателю работать под «прикрытием» известной марки. Компания, которая дает право на использование своего имени, требует, чтобы владелец малого предприятия вложил определенную сумму в развитие предприятия. Кроме того, специалисты головного предприятия производят постоянный контроль за деятельностью малого предприятия.
Франчайзинг предоставляет широкие возможности для малого бизнеса. Известно, что крупные компании вкладывают огромные денежные средства в рекламные компании, что позволяет малым предприятиям сократить издержки. Кроме того, франчайзеры проводят обучение персонала и предоставляют необходимое оборудование для развития малого бизнеса.
В настоящее время на территории нашей страны активно развивается франчайзинг для малого бизнеса в области сферы обслуживания. Начинающий предприниматель может открыть небольшое кафе под известной маркой, где могут продаваться блины, горячие бутерброды или другие закуски и напитки. Также франчайзинг активно распространяется в области клининговых услуг и автосервиса.
Франчайзинг является прекрасным выходом для начинающих предпринимателей, которые еще не выбрали область своей деятельности. С другой стороны, франчайзинговые малые предприятия позволяют значительно расширить региональную сеть крупным компаниям и завоевать больший сегмент рынка в российских регионах.