Конкуренция является одним из основных условий для развития рыночной экономики. По мнению ведущих экономистов, существуют несколько условий совершенной конкуренции, при выполнении которых возможно значительно ускорение развития экономики. Очевидно, что создание совершенной конкуренции на реальном рынке практически невозможно, но стремиться к созданию условий для идеальной конкуренции просто необходимо.
В соответствии с наиболее распространенным определением, совершенная конкуренция — это состояние рынка, при котором на рынке действует большое количество производителей и покупателей товара, при этом никто из них не может диктовать условия покупки или продажи определенного товара. Предполагается, что как покупатель, так и продавец имеют полную информацию о товаре, а также о ценах на данный товар в других регионах, кроме того, цена на товар является справедливой, т. е. устанавливается при помощи функции спроса и предложения.
В настоящее время выделяется пять основных признаков идеальной конкуренции: однородность товаров, представленных на рынке, свободное ценообразование на все виды товаров, отсутствие входных и выходных барьеров для той или иной отрасли производства, а также отсутствие ограничений на количество участников рынка и давления на производителей и покупателей товаров и услуг.
Очевидно, что подобное положение дел практически невозможно. Большинство товаров, которые выходят на рынок, облагаются налогами, а некоторые товары — дополнительными акцизами, что, например, позволяет сдерживать рост производства и потребления алкоголя и табака.
Многие производители товаров предпочитают применять как рыночные, так и внерыночные методы для захвата большей части рынка. В некоторых случаях новая компания, которая стремится захватить рынок, предлагает качественный товар по низким ценам, в других случаях использует административные ресурсы для борьбы с конкурентами или продвижения своих товаров на рынок.
Одной из основных проблем, которая не дает создавать условия совершенной конкуренции, является применение различных рекламных технологий, благодаря которым потребителям преподносится «идеальный» товар, большинство отрицательных свойств которого замалчивается. Кроме того, многие производители товаров или услуг применяют различные методы промышленного шпионажа, а также копирования лучших образцов товаров конкурентов и искусственно увеличивают издержки производства.
Более того, практически любой производитель старается занять монопольное положение, что позволяет диктовать цены и объемы продаж на рынке. Для улучшения условий конкуренции, государство должно предпринимать антимонопольные меры для создания условий, близких к совершенной конкуренции.