Конкурентоспособность строительного предприятия является одним из основных показателей эффективности деятельности предприятия. В настоящее время на российском рынке работает множество компаний, которые предлагают своим клиентам различные строительные услуги, а также самостоятельно занимаются проектированием, строительством и продажей различных видов помещений.
Параметр конкурентоспособности строительного предприятия определяется на основе многофакторного исследования, которое может производиться как непосредственно сотрудниками предприятия, так и различными консалтинговыми компаниями.
При оценке компании исследуются различные аспекты ее деятельности, прежде всего, технологические возможности и кадровый состав предприятия. Наиболее конкурентоспособным предприятием является та компания, которая может без привлечения соисполнителей произвести полный объем строительных работ. Кроме того, многие подобные компании обладают необходимыми специалистами, которые могут подготовить проектную и иную документацию, необходимую для проведения или согласования строительных работ.
Также стоит отметить, что строительные работы имеют непостоянный и иногда — сезонный характер, поэтому данный параметр необходимо учитывать при проведении оценки строительных компаний. Одним из важнейших показателей конкурентоспособности строительной компании на рынке является стоимость предлагаемых услуг. Очевидно, что слишком высокая цена может оказать негативное влияние на потенциальных заказчиков, с другой стороны, демпинг также может привести к существенным потерям предприятия.
В настоящее время многие строительные компании стремятся найти заказы с помощью тендерных торгов, которые проводятся как органами государственной и муниципальной власти, так и коммерческим организациями. Торги проводятся на основе предложений, которые подаются различными строительными организациями, победитель торгов, с которым может быть заключен контракт на проведение данных работ, определяется обычно специализированной комиссией.
Выигрыш тендера также можно признать высокой оценкой конкурентоспособности строительного предприятия, так как для победы в подобных торгах компания должна показать как свой опыт работы и наличие необходимых ресурсов для выполнения определенной работы, так и предложить наиболее выгодную для заказчика стоимость проекта.