В настоящее время существует множество экономических теорий, с помощью которых специалисты могут предсказывать развитие рынка инвестиций в определенной стране. Одним из методов анализа экономических показателей является эффект мультипликатора, который используется при оценках инвестиций в долгосрочном периоде.
При вычислении эффекта мультипликатора инвестиций специалисты пользуются отношением прироста дохода, идущего на сбережения населения, к приросту дохода. По мнению специалистов, эффект мультипликатора инвестиций можно сравнить с волновыми эффектами, при которых одно возмущение может привести к длительному эффекту.
Инвестируя в экономику страны, население сможет не только получить дополнительный доход, но и дополнительные товары, которые будут представлены на внутреннем рынке. Кроме того, увеличение инвестиций во внутреннюю экономику страны позволит существенно увеличить количество рабочих мест и решить целый ряд социальных проблем.
Очевидно, что высокая склонность к сбережению со стороны населения даёт отрицательный эффект для мультипликатора инвестиций. Данная ситуация сложилась в нашей стране из-за невысокого уровня доверия со стороны большинства людей к коммерческим и государственным структурам, с помощью которых можно производить инвестиции, кроме того, многие люди не уверены в своем будущем и предпочитают откладывать деньги «на черный день».
Для увеличения эффекта мультипликации инвестиций необходимо организовать стимулирование инвестиционной деятельности на государственном уровне, что позволит добиться более заметного экономического эффекта.
При описании характеристик инвестиций специалисты используют термин «акселератор инвестиций», который показывает соотношение между приростом инвестиций в текущем году и приростом валового национального продукта в предыдущем. Для оценки эффекта мультипликатора специалисты разделяют инвестиции на автономные и индуцированные. Показатель автономных инвестиций не зависит от текущего уровня валового национального продукта, но, с другой стороны, является важным толчком к активным действиям предпринимателя на рынке, что создает эффект мультипликатора на внутреннем рынке.
В настоящее время существует множество различных способов оценки мультипликатора и акселератора инвестиций, более подробную информацию о подобных методиках можно найти в специализированной литературе.