Российский рынок ценных бумаг был основан относительно недавно, в отличие от большинства рынков западных стран. Несмотря на относительно молодой возраст, российский рынок ценных бумаг показывает стабильный рост на протяжении большого количества времени, в настоящее время данный рынок является очень привлекательным для многих инвесторов.
Формирование структуры рынка ценных бумаг в Российской Федерации в начале 90-х годов прошлого века происходило на основе выпуска различных видов государственных ценных бумаг, которые были необходимы для привлечения денежных средств в российскую экономику. На российском рынке впервые появились государственные краткосрочные облигации, которые принесли дурную славу российскому рынку.
Позднее в структуре российского рынка ценных бумаг появились акций различных крупных компаний, которые таким образом привлекали дополнительные денежные средства, необходимые для развития бизнеса.
Еще одной составной частью российского рынка ценных бумаг являются фондовые биржи, на которых происходят торги государственными и частными акциями и облигациями. Первоначально Российская Федерация опережала весь остальной мир по количеству биржевых торговых площадок, в настоящее время на территории нашей страны работает несколько бирж, которые имеют устойчивую репутацию у инвесторов.
Многие специалисты выделяют в структуре российского рынка ценных бумаг первичный и вторичный рынок. На первичном рынке ценных бумаг производятся первичная и последующие эмиссии акций, и других видов ценных бумаг, т. е. инвесторы делают первоначальные вложения в предприятия, рассчитывая получить прибыль. Одним из основных признаков первичного рынка ценных бумаг является доступность информации для инвестора. Но, к сожалению, многие российские компании предпочитают оставаться в тени, не показывая свою реальную отчетность.
На вторичном рынке осуществляются сделки с многократной покупкой и продажей ценных бумаг, активность которого также влияет на работу первичного рынка ценных бумаг. Некоторое время назад первые российские ценные бумаги появились на западных фондовых рынках, но данный факт является скорее имиджевой рекламой некоторых предприятий.