|
Н.В.Зуев; науч. сотр.; канд. техн. наук
СЗНИИМЭСХ, Санкт-Петербург-Павловск |
Обоснование конструктивных особенностей и электрической схемы ветроэнергетической установки мощностью 30кВт
К настоящему времени в России создано несколько опытных образцов ветроэнергетических установок (ВЭУ) с диаметром ротора порядка 12м, что соответствует мощности 15-30кВт. Создан опытный образец ВЭУ мощностью 15кВт (производитель ЦКБМ, г. Санкт-Петербург), создано три опытных образца ВЭУ мощностью 16кВт (производитель "Ветро-Стар", г. Москва). По результатам испытаний опытных образцов ВЭУ была обоснована конструктивно-компоновочная схема ВЭУ мощностью 30кВт (ВЭУ-30кВт) по заказу фирмы "Инвест-ПРОФИТ". Конструктивные особенности ВЭУ-30кВт следующие: центробежно-пружинный регулятор прямого действия; стандартный 2-х ступенчатый цилиндрический редуктор вместе с генератором располагаются на ветроголовке; система ориентации на направление ветра - флюгер; не жесткая мачта с растяжками. Электрическая схема ВЭУ включает энергоемкий аккумулятор, инвертор сравнимый по мощности с ВЭУ и ТЭН для отвода избыточной мощности.
Целью проектных работ является разработка конкурентно способного образца автономной ВЭУ-30кВт для серийного производства. Первый этап работ - изготовление опытного образца ВЭУ-30кВт и организация производства лопастей на предприятиях в Санкт-Петербурге. В рамках первого этапа была обоснована конструктивно-компоновочная схема и электрическая схема ВЭУ. Исполнителем проектных работ является фирма "Инвест-ПРОФИТ" (г. Санкт-Петербург).
В России имеются наработки в области создания ВЭУ мощностью 15-30кВт.
Санкт-Петербургским предприятием ЦКБМ был создан опытный образец ВЭУ мощностью 15кВт (ВЭУ-15кВт). Конструктивные особенности ВЭУ-15кВт следующие:
- 1) Двухлопастной ротор.
- 2) Центробежно-пружинный регулятор обратного действия.
- 3) Вращающий момент передается через поворотное устройство посредством конического редуктора. При этом генератор располагается неподвижно на мачте под ветроголовкой.
- 4) Жесткая ферменная мачта.
- 5) Виндрозный механизм ориентации.
- 6) Электрическая схема - прямое подключение неответственных нагрузок. Для ответственных - стабилизированный канал мощностью 2кВт.
По результатам испытаний можно отметить удовлетворительную работу центробежно-пружинного регулятора. Наблюдались резонансные колебания башни, которые были впоследствии устранены (была увеличена жесткость мачты и понижена номинальная частота вращения ротора). ВЭУ была передана на опытную эксплуатацию в Казахстан. ВЭУ эксплуатировалась меньше года, так как вышел из строя редуктор.
На основе данного образца был разработана ВЭУ мощностью 30кВт с трехлопастным ротором. По финансовым соображением проект не был осуществлен.
Московская фирма "Ветро-Стар" разработала и изготовила 3 образца ВЭУ мощностью 16кВт (ВЭУ-16кВт). Конструктивные особенности ВЭУ-16кВт следующие:
- 1) Трехлопастной ротор.
- 2) Центробежно-пружинный регулятор прямого действия.
- 3) Вращающий момент передается через поворотное устройство посредством конического редуктора. Вращающий момент передается вниз через длинный вал. Генератор располагается внизу мачты.
- 4) Виндрозный механизм ориентации.
- 5) Электрическая схема - прямое подключение неответственных нагрузок. С увеличением скорости ветра нагрузки подключаются секциями.
По результатам испытаний данной ВЭУ центробежно-пружинный регулятор работает нормально. Наблюдаются незначительные вибрации ветроголовки в горизонтальной плоскости и затруднено страгивание ротора в слабый ветер. Опытный образец ВЭУ-16кВт был смонтирован на объекте "Псковэнерго", где эксплуатируется с марта 2002г.
Себестоимость ВЭУ-16кВт (Ветро-Стар) оказалась почти в 3 раза меньше, чем себестоимость ВЭУ-15кВт (ЦКБМ). Анализируя конструкции данных ВЭУ можно отметь следующие недостатки:
- 1) ВЭУ-15кВт производства ЦКБМ имеет двулопастной ротор. Данный ротор отличается повышенной частотой вращения, чем трехлопастной, кроме этого он обладает переменным моментом инерции относительно оси поворотного устройства. Все это приводит к повышенным нагрузкам, вибрациям и шуму. Центробежно-пружинный регулятор обратного действия на ВЭУ-15кВт увеличивает нагрузки на лопасти при увеличении скорости ветра выше расчетной. Для регулятора прямого действия нагрузки при тех же условиях уменьшаются.
- 2) Обе ВЭУ имеют конический редуктор, для передачи крутящего момента через поворотное устройство. ВЭУ-15кВт имеет 4-х ступенчатый редуктор оригинальной конструкции, две пары - конические. Трансмиссия ВЭУ-16кВт собрана из автомобильных узлов, имеется 3 ступени, две из которых конические. Из-за конических передач оба редуктора имеют низкий КПД и затрудняют страгивание ротора ВЭУ в слабый ветер. Для облегчения страгивания ВЭУ-15кВт имеет механизм повышения момента страгивания, ВЭУ-16кВт подобного механизма не имеет.
- 3) Обе ВЭУ имеют виндрозный механизм ориентации. Данный механизм подразумевает использование жесткой тяжелой и дорогой мачты, так как крутящий момент от ветроголовки передается на мачту. Виндрозный механизм также дорогой и тяжелый.
- 4) Основная часть мощности обеих ВЭУ расходуется неответственными потребителями (отопление). Отсутствие мощного аккумулятора не позволяет согласовывать графики поступления и потребления энергии.
На основе анализа недостатков ВЭУ-15кВт и 16кВт, а также зарубежных аналогов была предложена конструкция ВЭУ-30кВт, которая отличается следующими особенностями (основные технические характеристики ВЭУ приведены в таблице):
- 1) Трехлопастной ротор диаметром 11,5м (такой же как у ВЭУ-15 и ВЭУ-30кВт).
- 2) Центробежно-пружинный регулятор прямого действия.
- 3) Стандартный 2-х ступенчатый цилиндрический редуктор вместе с генератором располагаются на ветроголовке.
- 4) Система ориентации - флюгер.
- 5) Не жесткая мачта с растяжками высотой 18м.
- 6) Электрическая схема включает энергоемкий аккумулятор, инвертор сравнимый с мощностью ВЭУ (от 10 до 30кВт) и ТЭН для отвода избыточной мощности. (по сути дела ВЭУ является зарядным устройством для аккумуляторов). Для обеспечения гарантированного энергоснабжения рекомендуется использовать дизель в качестве резервного источника энергии. Мощность дизель генератора может также как и у инвертора составлять от 10 до 30кВт.
|
|
Название |
ВЭУ-15кВт |
ВЭУ-16кВт |
ВЭУ-30кВт |
Производитель |
ЦКБМ |
Ветро-Стар |
Инвест-ПРОФИТ |
Установленная мощность |
15кВт |
16кВт |
30кВт |
Диаметр ротора |
12м |
12м |
11,5м |
Количество лопастей |
2 |
3 |
3 |
Высота мачты |
12м |
12м |
18м |
Расчетная скорость ветра |
9м/с |
8,5м/с |
11м/с |
Начальная рабочая скорость ветра |
4м/с |
5м/с |
3м/с |
Конечная рабочая скорость ветра |
25м/с |
25м/с |
25м/с |
Номинальная частота вращения |
120об/мин |
95об/мин |
115об/мин |
|
|
|
Предложенная конструкция решает большинство проблем, выявившихся при создании ВЭУ-15 и ВЭУ-16кВт, однако имеется также несколько недостатков:
- 1) Необходимо токосъемное устройство. Для генератора БГ-30, который использован на ВЭУ, необходимо иметь 4 силовых кольца и 4 для проводив управления генератором.
- 2) Конструкция ветроголовки тяжелее, так как на ней располагаются генератор и редуктор. Хвост не увеличивает массу ветроголовки, так как его масса сравнима с массой виндрозного механизма.
- 3) Использование флюгера увеличивает нагрузки на лопасти и конструкцию ВЭУ за счет более высокого гироскопического момента.
- 4) Использование аккумулятора большой емкости и инвертора большой мощности значительно увеличивает стоимость ВЭУ (почти в 2 раза). Однако это решение позволяет использовать любые нагрузки.
Опытный образец ВЭУ-30кВт предполагается смонтировать на территории СЗНИИМЭСХ весной 2002.
|