Минпромторг подготовил изменения в законе о торговле, согласно которому предприниматели, торгующие с автомобилей, смогут получить новые места, а также легализовать старые. Когда поправки вступят в силу, владельцам данного бизнеса нужного будет зарегистрировать автолавки для выездной торговли в ГИБДД и осуществлять свою деятельность в местах, где не запрещена парковка.
По словам директора департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка Минпромторга Дениса Пака, ведомство рассчитывает, что благодаря поправкам количество автолавок для выездной торговли в следующем году вырастет на 50 — 70 тысяч.
Владельцы такого бизнеса обязаны получить сертификат соответствия транспортного средства техническим характеристикам, указанным в поправках к закону о торговли. В частности, это должны быть автомобили отечественного производства с двигателем евростандарта либо со специальным катализатором, который уменьшает выбросы в атосферу. Главное требование – автолавка для выездной торговли должна быть зарегистрирована в ГИБДД как средство розничной торговли. Также предусматривается, что стоять они могут в местах, где не запрещена парковка.
В прошлом году на питерском рынке автолавок разгорелся скандал из-за того что места для торговли распределялись не на конкурсной основе, а в порядке живой очереди. В результате компания Танита Фиш получила большую часть из 163 мест. Однако автолавки для выездной торговли этой фирмы на улицах города замечены не были. Многие компании не получили желанные места.
Новые поправки призваны частично решить эту проблему, поскольку сертификация доступна всем. Но участники рынка полагают, что ситуация не улучшится, так как они не могут отслеживать места, где разрешено парковать автомобиль. В настоящее время места для торговли, как и раньше, распределяет КИО. Однако заявления на новые места учреждение пока не принимает. В то же время петербуржцы уже привыкли к повсеместному присутствию автолавок возле станций метро.
Участники рынка полагают, что сфера передвижной розничной торговли в настоящее время не регулируется, и поправки в закон существенно не изменят ситуацию. По мнению Юрия Хононова, владельца бренда «Месье Патиссье», закон не предусматривает закрепление места за определенной компанией. А владелец сети автолавок «Каскад» полагает, что некоторые моменты в законопроекте необходимо прояснить. В частности, появится ли новая категория транспорта для торговли. Эксперт читает, что новые поправки не принесут пользу малому бизнесу, ведь закон не запрещает приобрести одному человеку несколько сот автомобилей и занять все точки в городе. Если бы закон предусматривал сертификацию только для производителей, тогда малый бизнес и фермерство в частности получили бы огромную помощь. В нынешнем варианте правки поддержат только российский автопром.