Повышение рентабельности предприятия является одной из важнейших задач, которая стоит перед менеджментом любой компании. Под рентабельностью предприятия специалисты понимают прибыль компании, деленную на величину активов. Перед тем, как выбрать пути повышения рентабельности предприятия, необходимо провести тщательный анализ экономического положения компании.
Расчет коэффициентов рентабельности должен производиться как при планировании работы предприятия, так и при составлении различных видов аналитических отчетов. Как правило, рост рентабельности предприятия находится в прямой зависимости от стоимости активов компании, поэтому одним из методов повышения рентабельности предприятия является увеличения объемов основных средств и активов компании.
Для определения рентабельности работы того или иного предприятия выделяется несколько параметров, по которым производится данный вид оценки. Прежде всего, при проведении оценки и выборе путей повышения рентабельности предприятия, необходимо оценить рентабельность оборотных активов, затем — рентабельность инвестиций, собственного капитала, совокупных вложений, а также рентабельность продукции и продаж.
Далее необходимо разработать комплекс мер, которые позволят увеличить рентабельность предприятия. К подобным мерам можно отнести уменьшение издержек производства, применения энергосберегающих или иных технологий, а также техническую модернизацию компании. Кроме того, для увеличения некоторых показателей рентабельности могут быть применены различные методы уменьшения себестоимости готовой продукции или услуг, поставляемых компанией на рынок.
С другой стороны, еще одним путем повышения рентабельности предприятия является увеличение объемов продаж, изменение структуры реализованной продукции или увеличение стоимости продукции на рынке. Подобные меры также потребуют определенных организационных изменений в структуре компании или применения новых технологий продаж.
В ряде случаев, для повышения рентабельности работы предприятия, руководство компании может пригласить аудиторские фирмы, которые смогут «свежим взглядом» оценить бизнес-процессы, выстроенные на предприятии, а также движение финансовых средств. Иногда низкая рентабельность компании может быть связана с недобросовестной работой менеджеров предприятия.