Себестоимость продукции представляет собой комплекс затрат, который должно понести предприятие для производства определенного вида товара. Процесс определения себестоимость важен как для формирования бюджета компании, так и для определения конечной цены продукта на рынке.
В настоящее время специалисты выделяют несколько видов затрат, которые входят в себестоимость продукции, к ним относятся материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисление на социальные мероприятия и налоги, амортизационные отчисления, а также различные расходы на «продвижение» и реализацию продукции.
К коммерческой себестоимости продукции специалисты относят комплекс непроизводственных затрат, которые необходимы для реализации продукции. В отличие от других частей себестоимости, данный параметр бывает довольно сложно определить при формировании нового продукта.
Маркетинговые исследования, затраты на рекламу и продвижение продукции, а также денежные средства, которые будут получены отделами продаж – все эти затраты относят к коммерческой себестоимости продукции.
В настоящее время существует множество методик, с помощью которых можно вычислить данный параметр, но, к сожалению, далеко не всегда они дают правильный результат. Особенности работы российского рынка приводят к тому, что в коммерческую себестоимость производители вынуждены включить различные расходы, связанные с взятками должностным лицам, а также денежные средства, необходимые для того, чтобы их товары попали на торговые полки крупных магазинов. Многие торговые сети берут очень высокий процент за реализацию товаров небольших производителей, что часто приводит к невозможности конкурировать с крупными поставщиками.
Также необходимо отметить, что маркетинговые услуги, реклама и продвижение товара конечным потребителям активно развиваются в нашей стране, но далеко не всегда удается предугадать успешность продаж той или иной продукции. Несмотря на высокое качество и доступную цену, плохо прорекламированный товар может просто не найти своего покупателя, с другой стороны, серьезные затраты на позиционирование товара и поиск могут привести к существенному удорожанию продукции и серьезному сокращению продаж.
Первоначально коммерческая себестоимость продукции определяется производителем, но в данную сумму могут быть внесены изменения после того, как предприятие обратится за помощью в рекламные или маркетинговые агентства.