Формирование ценовой политики представляет собой совокупность мер, с помощью которых определяет стоимость товаров и услуг, которые производятся или предоставляются предприятием. Формирование ценовой политики включает в себя множество параметров, начиная от анализа спроса и предложения на рынке и заканчивая емкостью рынка.
При определении цены на товар или услугу специалисты должны оценить множество параметров, которые включают в себя покупательную способность населения, характер конкуренции на определенном сегменте рынка, уровень пороговый цены, а также объем продаж товара, который позволит предприятию покрыть издержки и получить прибыль.
Основными целями формирования ценовой политики предприятия могут быть как обеспечения выживания компании, так и поиск и захват определенного сегмента рынка или «снятие сливок» благодаря выходу на рынок с уникальным товаром, который будет пользоваться большим спросом у определенных слоев населения.
Формирование ценовой политики происходит на основании маркетинговых исследований в соответствии с политикой, которая реализуется компанией. Многие компании предлагают своим клиентам дешевый продукт, который обладает невысокими характеристиками, планируя получить прибыль за счет увеличения объема сбыта товара. Другие компании предпочитают производить «штучный» товар с уникальными характеристиками, ориентируясь на очень узкий круг потребителей.
Также формирование ценовой политики компании является одним из методов конкурентной борьбы на рынке товаров и услуг как внутри страны, так и за ее пределами.
Одной из основных задач при управлении компанией является определение оптимальной цены, которая позволит предприятию не только покрыть издержки, но и получить планируемую прибыль.
Формирование ценовой политик должно производиться на краткосрочном периоде, так как изменение стоимости сырья, расходных материалов, а также покупательной способности населения может происходить на очень коротком промежутке времени, также руководство предприятия должно чутко реагировать на изменения конъюнктуры рынка.
С другой стороны, руководство предприятия должно разработать стратегию формирования ценовой политики, на основании которой будет происходить развитие компании в долгосрочной перспективе.
Для формирования ценовой политики предприятия необходимо учитывать множество параметров, поэтому в настоящее время разработано множество видов программного обеспечения, которые существенно облегчают данную задачу.