Перечень мер поддержки малого и среднего предпринимательства постоянно расширяется, однако представители этого бизнес-сообщества плохо ориентируются в предложенных инструментах. Единственное, что по-прежнему, по их мнению, считается невозможным это дешевые кредиты малому бизнесу.
17 июня в Санкт-Петербурге проходил Российский форум малого и среднего предпринимательства «Малый бизнес – большие перспективы». На мероприятии представители банков и чиновники рассказали о существующих инструментах поддержки и перспективах этого направления. Оказалось, что нынешние механизмы субсидирования позволяют выдать банковские кредиты малому бизнесу под очень низкий процент – 4,5 – 6% годовых в рублях. Однако на практике большинство субъектов малого предпринимательства отдают предпочтение более дорогим займам и почти ничего не знают о возможностях господдержки.
По словам председателя правления Агентства кредитных гарантий Галины Изотовой, при расчете стоимости кредита с учетом существующих программ субсидирования ставки, процент за пользование заемными средствами получается очень низким 4,5 – 6% годовых. Какой же ставка окажется на практике в самом банке, неизвестно.
Согласно заявлению банкиров и представителей малого бизнеса, кредиты выдаются под более высокий процент. По словам генерального директора ООО «БэмбиЦентр» Сергея Гвозовского, в начале этого года финансовые учреждения в уведомительном порядке повысили ставки по открытым кредитным линиям с 10-12% до 25-27% годовых. Бизнесмен полагает, что наиболее эффективной мерой поддержки оказалась бы программа субсидирования ставки, позволяющая оставить банковские кредиты малому бизнесу на прошлогоднем уровне доступности.
Как заявил председатель правления Промсвязьбанка Артем Констандян, кредитование малого бизнеса имеет низкую доходность. Ставки по займам для предпринимателей на 3-4% выше, чем для крупных корпоративных клиентов. Однако эта разница нивелируется высокими расходами и рисками. Противоположного мнения придерживается старший вице-президент Сбербанка России Светлана Сагайдак, работа с малым и средним предпринимательством очень выгодна для банка, при этом кредитование далеко не единственный источник дохода финансового учреждения. Каждую неделю в Сбербанке открывается около 6 тысяч новых счетов, и только 20% компаний интересуются привлечением заемных средств. Большую часть предпринимателей привлекает расчетное обслуживание и другие услуги банка.
Другие банкиры также подтвердили, что банковские кредиты малому бизнесу почти не интересны. По данным Промсвязьбанка, из 150 тысяч клиентов, представителей малого и среднего предпринимательства, кредитные линии имеют только 15 тысяч. Аналогичная ситуация и ВТБ 24, из 310 тысяч юридических лиц заемщиками банка являются только 65 тысяч.