Коммерческая рентабельность является одним из важнейших показателей деятельности любого предприятия. Фактически, рентабельность представляет собой отношение прибыли компании к затратам, которые были необходимы для производства продукции или предоставления услуг. В настоящее время коммерческая рентабельность предприятия вычисляется по различным формулам, предложенным экономистами. В ряде случаев данный показатель вычисляется на основе многофакторного анализа, который производится с помощью специализированного программного обеспечения.
Коммерческая рентабельность должна вычисляться как на этапе планирования, так и на этапе подведения итогов деятельности предприятия. Данный показатель является ключевым в том случае, если на предприятии планируется внедрить новую технологию или методы управления, которые могут принести существенную прибыль его владельцам. Данный параметр также представляет интерес и для налоговых органов, так как некоторые предприятия стремятся занизить свою прибыль или же показать убытки для того, чтобы существенно сократить сумму выплачиваемых налогов.
Расчет коммерческой рентабельности предприятия может проводиться внешними аудиторами, которые могут указать на некоторые ошибки в планировании или управлении компанией. Обращение к аудиторам может быть связано как с желанием повысить эффективность работы предприятия, так и с необходимостью предоставить независимый отчет при продаже компании.
Для получения объективной информации о деятельности предприятия многие консалтинговые компании составляют отчеты, содержащие различные показатели рентабельности как в числовом, так и в графическом виде. Подобная информация позволяет более точно оценить эффективность работы той или иной компании, а также дать рекомендации по модернизации управленческих методов, уменьшению издержек или увеличению прибыли компании.
Иногда под коммерческой рентабельностью понимается общая рентабельность предприятия, которая вычисляется как отношение балансовой прибыли к усредненной величине производственных расходов. Также отметим, что коммерческая рентабельность может зависеть от специфики работы предприятия, например, в розничной торговле данный показатель представляет собой отношение прибыли к товарообороту.