Совершенствование ассортиментной политики предприятия является одной из важнейших задач, которая стоит как перед производственными, так и перед торговыми компаниями. Расширения ассортимента, которое позволит учитывать вкусы различных потребителей, приведет к увеличению прибыли практически любого предприятия.
С другой стороны, необходимо помнить об издержках для производства или продажи того или иного вида товара, а также об основных принципах ассортиментной политики, которые включают в себя как расширение, так и сокращение ассортимента готовой продукции, а также обновление и гармонизацию ассортимента.
При формировании и совершенствовании ассортиментной политики предприятия необходимо провести предварительный анализ рынка для того, чтобы определить те товары, которые в данный момент времени необходимы покупателям. В ряде случаев достаточно небольшого изменения оформления или содержания товара для того, чтобы получить дополнительную прибыль благодаря новым покупателям.
Иногда уменьшение или увеличение упаковки того или иного товара может повысить объем продаж. Кроме того, в настоящее время многие производители предлагают различные виды товаров в экономичной упаковке, снижая конечную стоимость за счет применения более дешевой тары или предлагая покупателю приобрести больший объем товара по более низкой цене.
Также торговым предприятиям необходимо постоянно следить за покупательским спросом для того, чтобы определить те товары, которые будут востребованы в конкретном магазине. Иногда расширение ассортимента может привести только к увеличению затрат, так как далеко не всегда покупатели смогут оценить большой выбор товаров, которые, например, будут иметь очень высокую цену или же приобретаться в редких случаях.
Для совершенствования ассортиментной политики предприятия в настоящее время существует множество методик, которые основаны, в том числе, и на проведении различных опросов покупателей или проведении тестов и дегустаций готовой продукции.
При формировании ассортиментной политики предприятия многие компании приглашают независимых специалистов, которые могут оценить текущие тенденции на рынке, а также дать рекомендации по формированию ассортимента готовой продукции или товаров, которые будут расположены на полках магазина.