Исследование конъюнктуры рынка представляет собой одну из важнейших задач, которая стоит как перед независимыми маркетологами, так и перед маркетинговыми отделами крупнейших предприятий. Независимые исследования, которые проводятся различными аналитическими агентствами, часто пользуются огромной популярностью, как у предпринимателей, так и у частных инвесторов.
В настоящее время под понятием конъюнктура рынка подразумевается некоторый набор связанных показателей, которые характеризуют состояние рынка на определенном промежутке времени. Данные о состоянии рынка могут быть интересны как специалистам, работающим на макроуровне, так и частным предпринимателям, которые планируют открыть собственное дело.
Впервые о конъюнктуре рынке экономисты стали задумываться более 300 лет назад, огромный вклад в формирование методики исследования конъюнктуры рынка сделал У. Митчелл, который разработал несколько методов, которые позволяли проводить различные исследования. Современные специалисты по исследованию рынка применяют различные виды программного обеспечения, с помощью которых можно определить все необходимые параметры, а также сделать прогноз изменения экономических показателей на ближайший период времени.
В настоящее время исследования конъюнктуры рынка включают в себя изучение динамики цен на определенные товары и услуги, спроса и предложения, а также покупательной способности населения.
Понятие конъюнктура рынка в определенный период времени включает в себя степень сбалансированности рынка, масштабы финансовых операций и уровень деловой активности на рынке, а также изучение наметившихся тенденций в развитии рынка.
Результатом исследования конъюнктуры рынка может стать статистическая информация, которая позволит принимать решения, связанные как с финансовым, так и с законодательным управлением на уровне развития населенного пункта или страны.
Специалисты также выделяют три основные черты конъюнктуры рынка – динамичность, цикличность и вариабельность, что связано с факторами, которые влияют на развитие рынка. Очевидно, что спрос на многие виды продукции существенно зависит от сезона, а динамичность развитие рыночных отношений в стране — как от предпринимательской активности, так и от деятельности законодательных органов.
Управленческие решения, которые принимаются на основе изучения конъюнктуры рынка, чаще всего позволяют увеличить прибыль предприятия или же найти новые формы работы компании.