Большинство соотечественников считают, что перипетии на биржах их не особенно касаются. В то же время, развитие страны без финансовой активности населения всегда более проблематично, нежели при его присутствии. Доля граждан, готовых вложить свои средства в высоко рисковые активы или в рынок ПИФ, довольно мала и колеблется в диапазоне 2-5%. Порядка 10% граждан готовы положить свои деньги на депозит со средней надежностью и средней же доходностью. В трудные времена этот процент падает, а в благополучные растет. Подавляющее большинство российских граждан исповедуют консервативную финансовую стратегию, согласно которой лучше вообще ничего не заработать, чем потерять.
Опять же на пути «народного вхождения» на рынок ПИФов стоит преграда в виде низких доходов населения. Не стоит ожидать, что те, кому не хватает денег на жизнь, купит себе пай и займется инвестированием в ПИФы. Финансовые операции интересуют только тех, кто при появлении денег не вынужден их тратить здесь и сейчас, а готов отложить их на будущее. Со сбережений и начинается финансовая деятельность многих наших граждан. Правда, тех, кто желаем именно сберегать деньги (30-50% населения), гораздо больше, чем тех, кто заинтересован в инвестировании. У российских граждан присутствует интерес к трем видам сбережений: собственно инвестирование через депозиты или вложения в рынок ПИФов, накопление на крупные покупки и т.н. «заначка». Последний вид сбережений на западе не известен, это страховые сбережения, доля которых в сберегательной деятельности наших граждан преобладает.
Эксперты говорят, что главное препятствие на пути массовой финансовой активности в нашей стране, по прежнему кроется в недоверии граждан финансовым институтам. Добровольное страхование жизни и имущества сейчас интересует не более 10% россиян. С рынком ПИФов и другими инвестиционными инструментами дела обстоят еще хуже.
Выход из сложившейся ситуации аналитики рынка ПИФов и других инвестиционных институтов видят в комплексе мер по финансовому ликбезу граждан, а также проведении мероприятий по повышению доверия населения к финансовому рынку. То есть инвестиционным компаниям и банкам важно демонстрировать будущим инвесторам истории успешных отношений финансовых институтов и их клиентов. Кроме того, должно пройти время, чтобы выросло поколение, плохо помнящее советский строй и лихие 90-е годы.