Продажа валютной выручки является одной из форм экономической деятельности компаний, которые занимаются экспортом различных видов продукции на зарубежные рынки. Некоторое время назад расчеты на внутреннем российском рынке проводились, в том числе, и в иностранной валюте, в настоящее время большая часть взаиморасчетов на российском рынке должна производиться в рублях.
Продажа валютной выручки предприятий-экспортеров чаще всего осуществляется на Московской Межбанковской Валютной Бирже, которая была создана в 1989 году. В настоящее время данная торговая площадка позволяет экспортерам осуществлять продажу валютной выручки различным российским банкам и фактически формирует курс различных иностранных валют относительно российского рубля.
Долгое время предприятия-экспортеры были обязаны продавать всю валютную выручку государству, в начале девяностых годов был принят ряд постановлений, в соответствии с которыми часть валютной выручки предприятия должна была быть продана Центробанку. Объем обязательной продажи валютной выручки постепенно снижался, что позволяло предприятием иметь собственные валютные резервы.
Данные меры были предприняты для того, чтобы пополнить бюджет страны, поступления в который находились на очень низком уровне. С другой стороны, предприятия-экспортеры в данный период времени могли оставлять часть валютной выручки в своем распоряжении, которая направлялась как на выплату заработной платы, так и на развитие предприятия.
Фактически меры по обязательной продаже валютной выручки были необходимы для искусственного поддержания курса рубля, что приводило к уменьшению спроса на национальную валюту. Кроме того, некоторые компании пользовались льготами и могли не реализовывать или осуществлять частичную продажу валютной выручки на внутреннем рынке.
В настоящее время большая часть экспортеров предпочитает продавать валюту на ММВБ или других торговых площадках, так как национальная валюта пользуется большим спросом внутри страны. По мнению многих специалистов, на российском рынке произошла практически полная либерализация продажи валюты, что позволило сделать рынок более привлекательным как для российских, так и для иностранных инвесторов. С другой стороны, специалисты отмечают увеличение объемов капитала, который вывозится за рубеж различными коммерческими организациями.