Анализ рынка кредитования в России выявил, что менее всего за кризисный период пострадал сегмент рынка POS-кредитования. Между тем, и для него кризис не прошел бесследно. Так, несколько изменилась структура рынка POS-кредитования, прежде всего, за счет потери своей доли в рынке со стороны традиционных лидеров. Освободившиеся ниши, в свою очередь, заняли универсальные банки, которые в это время вышли на рынок и закрепились на нем. Кроме того, отмечалась тенденция к снижению уровня продаж товаров в магазинах в кредит и ужесточению условий кредитования и требований к заемщикам.
В период с января по июнь прошлого года в банковской сфере POS-кредитования наблюдалась реструктуризации задолженности и дефицита хороших заемщиков. В связи с этим рынок довольно быстро вернул традиционных игроков, которые в кризисное время либо совсем свернули свою деятельность, либо работали не со всеми кредитными продуктами. Таким образом, в 2009 году кредитный портфель банков все же рос, правда, не такими стремительными темпами, как ранее.
Исследовательская компания AnalyticResearchGroup также провела анализ рынка кредитования в России, в рамках которого было установлено, что к началу текущего года рост рынка POS-кредитования снизился почти вдвое, до 7,5% относительно прошлого года. Сегодня банки, работающие на исследуемом рынке, находятся в поиске новых возможностей, которые позволят им развить и нарастить свои клиентские базы, поскольку потребительское кредитование именно сейчас снова возвращается на рынок.
К началу текущего года (на 01.01.10.) объем российского рынка увеличился до 110,8 млрд руб. Первое место в сфере POS-кредитования занимает Хоум Кредит энд Финанс Банк, на который приходится 25,9% (или 28,7 млрд руб.) от всего рынка. На второй строчке рейтинга расположился банк Русский Стандарт с 17,9% (или 19,8 млрд руб.). Третье место по праву занял Альфа-банк с 14% долей в рынке (или 15,5 млрд руб.). Кроме того, крупные доли в секторе принадлежат ОТП Банку, Русфинансу, Росбанку. На остальных игроков рынка приходится менее 2% от всего сегмента на каждого.
Согласно мнению экспертов, в связи с небольшими сроками кредитования и высокой скоростью старения портфеля, рынок POS-кредитования восстановится только через один-два года.
|