С какими препятствиями сталкиваются предприниматели, которые хотели бы привлечь заемные средства в институтах развития и в государственных банках и как решить проблемы кредитования российского бизнеса – вот основные темы круглого стола, проводимого в рамках Международного инвестиционного форума Сочи -2015.
В последнее время правительство приняло ряд мер, которые нацелены на стабилизацию финансовой системы и поддержку малого и среднего предпринимательства. В частности были докапитализированы крупнейшие банки, снижена ключевая ставка, расширены гарантийные механизмы и программы поддержки бизнеса. Но на практике кредитование российского бизнеса сталкивается со значительными проблемами: недостатком долгосрочных ресурсов, жесткие требования к обеспечению и длительность оформления.
По словам главы Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства Александра Бравермана, многообразие инструментов имеет разрозненный характер. У Агентства кредитных гарантий портфель 50 млрд, у МСП-Банка капитализация составляет 30 млрд рублей. Их деятельность разрознена, а предпринимателям важно получить финансирование на приемлемых условиях. Глава организации отводит важную роль доступу предпринимателей к закупкам госкомпаний. Годовой объем рынка оценивается в 25-30 млрд долларов.
По мнению замминистра экономического развития Николая Подгузова, Центробанк должен смягчить денежно-кредитную политику, чтобы кредитование российского бизнеса было выгодно банкам. Также необходимо развивать новые инструменты, а именно ввести секьюритизацию, позволяющую легче рефинансировать пакеты однородых кредитов и привлечь внимание инвесторов к данному сектору кредитования. По словам Дмитрия Олюнина, председателя правления «Росбанка», и банки и предприниматели заинтересованы в кредитовании, а также в невысоких ставках.
По словам Артема Аветисяна, председателя всероссийского предпринимательского объединения «Клуб лидеров», проблема кредитования российского бизнеса настолько острая, что требует создания отдельной дорожной карты.
7 октября будет запущена Национальная предпринимательская инициатива 2.0. Другие карты уже доказали свою эффективность, поэтому доступ малого и среднего бизнеса к кредитным ресурсам нужно сделать в виде отдельной дорожной карты.