На фоне стартовавшего в апреле массового снижения процентных ставок по вкладам средняя максимальная ставка пор депозитам среди десяти крупнейших банков в период с 21 по 30 апреля выросла на 1 процентный пункт. Рост обусловлен действиями Сбербанка, который, несмотря на избыточную ликвидность ввел депозит, приуроченный ко Дню Победы с повышенной ставкой.
Средняя максимальная ставка по вкладам в рублях среди десяти банков, которые привлекают самый большой объем средств населения в последние десять дней апреля поднялась на 1 процентный пункт до 9,85%. Рост показателя на фоне анонсированного крупными банками снижения депозитных ставок в связи с высокой ликвидностью выглядит достаточно странно. Напомним, что Сбербанк и ВТБ24 снизили ставки по вкладам в последнюю декаду апреля. В частности, с 26 апреля Сбербанк уменьшил ставки в среднем на 09 п.п., ВТБ 24 с 29 апреля на 0,6 п.п. Вслед за лидерами рынка массовое снижение ставок провели и другие банки.
В то же время аналитика депозитных предложений десяти крупнейших российских банков показала, что средняя максимальная ставка выросла в связи с действиями Сбербанка. В то время как средний процент в стандартной линейке депозитов составляет 7,35%, банк запустил праздничное предложение – вклад, приуроченный к 9 мая. Его доходность составляет 9,5%. Другие кредитно-финансовые учреждения доходность своих депозитов в последние дни апреля не меняли. Ряд банков, включая Банк Москвы, продлили ранее запущенные акции.
Несмотря на сложившуюся традицию, большинство банков отказались делать предпраздничные предложения по вкладам. Так, Альфа-банк пояснил, что в настоящее время не нуждается в деньгах и имеет большой запас ликвидности, поэтому акции не вводил. ВТБ24 сообщил, что не принимает участие в традиционных майских предложениях. По словам председателя правления банка ФК Открытие Евгений Данкевич, проблемы с ликвидностью у системы сейчас отсутствуют, поэтому банки и не намерены привлекать её по повышенной стоимости.
По мнению экспертов, Сбербанк может себе позволить расходы на имиджевые предпраздничные акции. У него в принципе ставки по вкладам ниже среднего значения по рынку. И даже повышение ставки в рамках акций ниже стандартных предложений банков из топ-10. Подобные акции позволяют Сбербанку привлечь новых клиентов и улучшить имидж. На практике, примерно 60% новых клиентов, привлеченных акцией, продолжают оставлять деньги на депозитах и после завершения акции.