Для правительства инфраструктурные облигации – это инструмент для улучшения инфраструктуры в государстве, для частных лиц и организаций — перспективный инструмент инвестирования. Но, по своей сути, инфраструктурные облигации – это ценные бумаги, которые выпускаются с целью финансирования строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры. Впервые данный термин появился в законодательстве США и означал облигации, которые выпускались только лишь для финансирования строительства муниципальных объектов.
Все инфраструктурные облигации можно разделить на две группы: на облигации общего покрытия и облигации, которые обеспечены доходами от проектов. Второй тип облигаций заслуживает особого внимания, так как выпускаются они в расчете на доходы от реализуемых проектов.
Если рассматривать совокупный международный опыт, то инфраструктурные облигации обладают следующими характерными признаками:
• выпускаются инфраструктурные облигации для финансирования определенных объектов – автомобильных или железных дорог, морских и речных портов, аэропортов и аэровокзалов, трубопроводов и других подобных объектов;
• срок погашения данных облигаций может составлять 15 – 25 лет;
• основными покупателями инфраструктурных облигаций являются инвестиционные и пенсионные фонды, страховые компании, банки;
• выпускаются инфраструктурные облигации на основе концессиональных соглашений между государством и местными органами;
• такие облигации обеспечиваются государственными гарантиями.
В США существует два вида муниципальных инфраструктурных облигаций — облигации общего покрытия и облигации, обеспеченные доходами от проектов. В США инфраструктурные облигации являются одним из самых надежных средств инвестиций, большинство крупнейших инвесторов предпочитают работать именно с этими ценными бумагами в условиях кризиса. Кроме того, в инфраструктурные облигации в США инвестируют средства пенсионные фонды. Как правило, инфраструктурные облигации используются муниципальными органами не только для привлечения инвестиций, но и для создания рабочих мест.
Еще одной страной, где активно развит рынок инфраструктурных облигаций, является Австралия, где инфраструктурные облигации выпускает преимущественно правительство. Регулирует выпуск Австралийская налоговая служба и орган по дотациям на развитие. Правила выпуска и обращения инфраструктурных облигаций четко прописаны в законодательстве этой страны, что делает их очень привлекательными для инвесторов.
Рынок инфраструктурных облигаций в России начал развиваться недавно. В сентябре 2009 года Пенсионный фонд Российской Федерации зарезервировал 30 миллиардов долларов для покупки инфраструктурных облигаций. Планируется, что в ближайшее время будут выпущены инфраструктурные облигации, которые будут финансировать строительство скоростной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом, и объездной трассы вокруг Одинцово. Так как эти трассы будут платными, то инфраструктурные облигации для строительства дорог на территории России могут принести инвесторам через некоторое время определённую прибыль.